Історія виникнення «русского мира». Кремль придумав цю концепцію для обґрунтування агресії
«Зачастую мы не можем толком объяснить сам смысл нашего присутствия на постсоветском пространстве, полагая это чем-то аксиоматичным. Запад делает это под флагом демократизации, а мы, получается, только во имя себя самих», - заявлял выступая в 2004 году, тогдашний глава комитета Думы по внешним делам Константин Косачев.
Автор: Владимир Гуржи, Донецк-Киев
Далее он продолжал: “Но лозунги демократии (даже с учетом явной геополитической подоплекой) адресованы самим народам, а наша активность слишком откровенно преследует российские интересы. Это патриотично, но неконкурентоспособно. Между тем нам следует предлагать что-то во имя самих ЭТИХ стран, понятное и доступное: «рост, модернизация, независимость»; какие-то объединительные, а не пророссийские проекты”.
С чего все началось
Начиная с 2004-го года Россия стала активно искать свои «знамена» и тех, кого необходимо «защитить». Учитывая советское прошлое и компактное проживание русских в бывших республиках, долго искать не пришлось. Защита интересов русскоязычного, православного населения в восточной Европе для этого прекрасно подходила. Так появились предпосылки разработки «Русского мира» как геополитической концепции.
В 2007 году по инициативе Президента РФ был создан фонд “Русский мир”, с бюджетом в 1 миллиард рублей государственных средств в год, объём частных инвестиций как правило не разглашается. Для популяризации русского языка и культуры в мире, создавались различные грантовые и стипендиальные программы для поддержания молодых ученых изучающих все русское.
По словам директора фонда “... под эгидой фонда работает 100 Русских центров в 45 странах и 145 Кабинетов Русского мира в 56 странах — от Аргентины до Армении…”. Естественно, первоначально, ставка делалась на страны с многочисленной российской диаспорой. Так, в Украине действует 11 центров “Русского мира”. А до 2020 года Россия планирует потратить 3,75 миллиарда рублей на популяризацию русского языка в мире.
Православие
Понимание «Русского мира» представил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на IV Ассамблеи Русского мира 3 ноября 2010. Ядро Русского мира – Украина, Беларусь, Россия. Основа Русского мира – русский язык, русская культура, православие. Киев – колыбель русской цивилизации. Кирилл не ведет речь о объединении этих государств в новое образование, а только о духовном единении и общей системе ценностей.
Экспорт подобных ценностей в Украину принес свои «плоды» и нашел отражение на законодательном уровне в изменениях к закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» принятых в 2012 году. Нельзя сказать, что в Украине были объективные причины для принятия подобных изменений в закон, он в достаточной мере устраивал религиозные организации.
Суть закона можно свести к большему контролю за религиозными организациями со стороны государства, введению большего числа контролирующих органов, более того государство теперь имеет право вмешиваться в внутренние дела религиозных организаций.
Во время принятия этого закона Президент (В. Янукович) игнорировал призывы всех религиозных организаций к диалогу, кроме УПЦ. Таким образом было поставлено под сомнение равенство всех религиозных организаций перед государством, чего и требует доктрина «Русского мира». Стоит отметить, что закон действует до сих пор.
Но изменения происходили не только на законодательном уровне, ситуация в Донецкой и Луганской областях показала, что религиозные аспекты могут быть очень умело внедрены в геополитические притязания одного государства к другому.
По данным "Центра Разумкова" по состоянию на 2014 год 76% населения Украины относят себя к "верующим", не зависимо от того посещают церковь или нет. 70,2% - относят себя к православным, из них к “Московскому патриархату” - 24,8%, Киевскому патриархату - 31,9%, "просто православный" ответило - 39,8% опрошенных. Например, в Донецкой области при поддержке УПЦ существует телеканал КРТ, а также издается 3 православных журналы и 2 газеты.
И это при том, что на востоке страны к верующим себя относят 62% людей, а, например, на западе - 93%. Представители Киевского патриархата подобную деятельность не ведут, а доля Греко-католиков чрезвычайно мала.
Русский мир в «конституции ДНР»
Подобная деятельность не ограничивается газетами и телевидением, если заниматься анализом программных документов "народных республик", например, конституции ДНР, можно увидеть правовое закрепление “Русского мира” и главенствующей роли РПЦ, УПЦ не фигурирует в программных документах.
Безусловно, позиция официальных лиц Русской православной церкви в этом плане очень четкая и однозначная. РПЦ просто не может себе позволить признание и публичную поддержку “республик”, и потерю остальной части Украины. Но официально в Украине нет ни войны, ни российских солдат.
В состав так называемых "вооруженных сил" ДНР и ЛНР входят подразделения, позиционирующие себя, как религиозные. Например, "Русская православная армия", пожалуй, самый известное из подобных подразделений, существуют также православный батальон "Восход", Легион Святого Иштвана, батальон Пресвятой Богородицы Августовской "Август".
Такими действиями в общий рисунок конфликта, были внесены религиозные мотивы, с последующим попыткам вывести их на передний план, якобы истинно православные воины защищают веру своих предков, что-то подобное закреплено в конституции ДНР.
Уже в конце декабря 2014 тот же Центр Разумкова, исследуя экспертное мнение о причинах и ходе российско-украинского конфликта на востоке Украины, получил такие результаты на вопрос «Какие цели преследует Россия в российско-украинском конфликте?»: Геополитические 70,7%, Идеологические (“русский мир”) 12,0%, Внутреннеполитические 10,7%, Экономические 0,0%, тяжело ответить 6,6%.
Плюс совок
Конкретные проявления «Русского мира», попытки реализовать его на Востоке Украины сопряжены с советским прошлым этих территорий. Города имеют сильную связь со своим советским прошлым и трудно расстается с советской идеологией. Ведь именно в те времена Донбасс наиболее полно отвечал своей идее: успешные промышленные города, встали в индустриальную эпоху и являлись локомотивом развития Советского Союза к социалистическому будущему.
Этот момент можно назвать «советским» нарративом в деятельности властных структур Донбасса. По подсчетам социологов Центра им. Разумкова влиятельные должности в системе власти за период с 1991 - по 2003 гг. (премьер, вице-премьер, секретарь Совета национальной безопасности и обороны, глава Администрации Президента) - это выходцы из партийной комсомольской и хозяйственной номенклатуры советских времен. Их доля составляет 73%.
Можно отметить, что в течение 1940-х - первой половины 1980-х годов интернaционaлизaция общества прикрывaлa собой проведение политики планомерной русификации, которая постепенно изменяла представление о Донбассе как «русскоязычном регионе».
В то же время представление о Донбассе как «русскоязычном регионе» не стоит путать с оценкой его как региона исключительно «про-российской» ориентации. Отсутствие исключительно про-российской ориентации населения Донбасса может быть подтверждено тем, что абсолютное большинство жителей Донбасса поддержало идею провозглашения Украинской независимости.
Одной из особенностей Донбасса, которая может рассматриваться как особенность региональной идентичности, стало размывание идентичности украинцев и русских. Их общая история жизни и работы на Донбассе стaлa маркером принадлежности к «своим». Возможно поэтому участь жителей Донбасса в политических событиях определялась во многих случаях не столько определенными интересами, сколько символами и идентичностью.
Финальным, на сегодня, событием в разработке «Русского мира» стала «Декларация русской идентичности» которая была принята на XVIII Всемирном русском народном соборе в ноябре 2014 года.
Речь в ней идет, в целом, о том, что «русский» понятие над этническое и если ты принимаешь идейные основы «Русского мира», то ты русский, не важно фин, украинец или австралиец ты по происхождению. Но для страны, в которой по разным оценкам проживает до 40 миллионов мусульман, такая декларация выглядит несколько сомнительно и не целесообразно.
Скорее всего она рассчитана «на экспорт» для дальнейшего усугубления политических и религиозных противостояний в странах Восточной Европы, особенно в тех где есть замороженные конфликты с участие Российской Федерации.
В качестве инструмента глобальной конкуренции, проект «русского мира», который опирается на религиозные ценности, является очевидной альтернативой западному проекту культурного развития и может быть достаточно эффективным. В первую очередь это связано с высокой привлекательностью и большим мобилизационным потенциалом данной концепции, ведь она, «официально» не несет в себе политической или социально-економической ангажированности, только культурные, религиозные и этические смыслы. «Русский мир» «не ограничивает» Россию ее границами, а наоборот, открывает возможности внешнеполитического влияния на страны, где существует русскоговорящая диаспора.