Як заощадити на акцизних зборах, купуючи вживане авто вже на нашій митниці
Українці активно завозять старі іномарки, на які знижені ставки акцизного збору. Це дає змогу економити в середньому кілька тисяч доларів і більше, - передає ЦЕНЗОР.НЕТ
Ставка снизилась в зависимости от объема двигателя, например, в 21 раз – на двигатели с объемом до 1,5 л. Распространяется она на автомобили, произведенные до 2010 года, и будет действовать до конца 2018 года.
Как известно, весной парламент принял соответствующий законопроект, которым были предусмотрены изменения в Налоговый кодекс. Хотя этому активно противостояло "автомобильное лобби" - руководители компаний, которые занимаются сборкой в Украине и импортеры новых автомобилей. Тем не менее, президент подписал закон №1389, и с 1 августа новые правила игры вступили в силу. Правда, до голосования в закон внесли определенные изменения.
И за эти четыре месяца в Украину завезли уже более 11 тыс. автомобилей. При этом, по данным информационно-консалтингового агентства AUTO-Consulting, импорт подержанных иномарок увеличился вдвое. И в основном это именно автомобили среднего класса, импортированные гражданами согласно пониженным ставкам акциза, с объемом двигателя 1,5-2,0 л.
Спрос на такие автомобили есть, несмотря на то, что закон сделал покупку б/у иномарки делом сложным. По мнению таможни, покупатель автомобиля должен завезти его в Украину лично, "растаможить" по сниженной ставке не более одного автомобиля в год. А в течение года после оформления продать его можно только при условии уже полной оплаты акциза.
"Строгими требованиями хотели ограничить работу "перегонщиков", но это сужает возможности простых граждан. Ведь далеко не каждый может поехать за границу: у кого-то не хватает времени, у кого-то нет визы и т.д. Но полностью бизнесу помешать не удалось, хоть рентабельность и снизилась", - говорит экс-директор Sales House RIA Иван Геч.
С целью увеличить количество продаваемых подержанных авто иностранные фирмы - нерезиденты готовы автовозами привозить машины из Европы на таможенные склады на территории Украины. По состоянию на 01.11.2016 года, их насчитывается 295 разных форм собственности (данные ГФС), в том числе и государственные. Уже на таможенном складе покупатель может увидеть машину, которую он выбрал, и после этого, воспользовавшись услугами таможенного брокера, оформить автомобиль в таможенном отношении с использованием сниженных ставок акциза.
По нашей информации, иностранные бизнесмены заинтересованы в том, чтобы покупатель имел возможность купить подержанный автомобиль с минимальными затратами материальными и с минимальными трудностями и даже не пересекал границу. Именно невозможность поездки за границу гражданами Украины по определенным объективным причинам побудил иностранные компании приблизить свой товар - б/у автомобили к этой категории украинцев. Речь идет о людях с ограниченными физическими возможностями, военнослужащих ВСУ и т.д.
Отметим, что в начале 2000-х годов благодаря снижению разтаможки б/у автомобилей в Польше и странах Прибалтики таможенные склады были забиты подержанными автомобилями, и потом продавались в третьи станы и своим гражданам. При этом объем продаж новых авто не снизился.
В Украине может произойти то же самое. Ведь уже появился прецедент, когда таможня решила по-своему трактовать основания для таможенной очистки по сниженным ставкам акцизного сбора автомобиля, на котором покупательница лично через границу не проезжала. Volkswagen Golf 2010 года выпуска Людмила Ульчак приобрела у польской компании на таможенном складе в Волынской области. Автомобиль стоил 3800 евро, таможенные платежи потянули еще на 54 тысячи гривен. "Руководствуясь требованиями Закона 1389", работники таможенного поста "Луцк" отказали в оформлении. Покупательница же обратилась в Волынский областной админсуд, и тот встал на ее сторону. Свое решение судья обосновал тем, что на самом деле в законе не указано, что покупатель непосредственно должен быть ввезти этот автомобиль на территорию Украины, а представители таможни не смогли убедить суд и сослаться на норму закона, которая предусматривала бы это.
Согласно ст.121 таможенного кодекса, таможенный склад – "это таможенный режим, согласно которому иностранные или украинские товары хранятся под таможенным контролем с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами". А ст.126 говорит, что "иностранные товары, помещенные в таможенный режим таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров".
"Итак, в отношении товара, помещенного на таможенный склад – покупатель должен изменить таможенный режим "таможенный склад" на таможенный режим "импорт" для чего подать соответствующую таможенную декларацию, что и было сделано истцом. Транспортное средство находилось на таможенном складе (согласно договору консигнации) в таможенном режиме "таможенный склад", пребывало в собственности польской компании, и не было выпущено в свободное обращение на территории Украины. 27 сентября 2016 истец уплатил необходимые таможенные платежи", - сказано в решении суда.
Примечательно, что сумма платежей при таможенном оформлении автомобиля, пригнанного украинцем лично из-за границы, и сума платежей при таможенном оформлении авто, купленного у польской компании на таможенном складе на территории Украины ИДЕНТИЧНЫ. Аналогичные операции, согласно Таможенному Кодексу Украины, по словам адвоката Богдана Ульчака, можно производить на любом таможенном складе, независимо от формы собственности самого склада, так что речь о монополии каких-то складов безосновательна.
Правда, как сообщает адвокат Богдан Ульчак, таможня подала апелляцию, и скорее всего, Львовский апелляционный суд будет рассматривать ее уже после новогодних праздников. "В законе прописали не то, кто имеет право на льготу, а пошли от обратного – кому что запрещено. Исходя из принципа "все, что не запрещено, то разрешено", это создает большие сложности для таможенников", - говорит юрист.
Действительно, закон говорит, что ставки акцизного налога, установленные настоящим пунктом, не применяются для легковых автомобилей, если они: "ввозятся на таможенную территорию Украины лицом для собственного использования или в пользу других лиц по договорам купли-продажи, мены, поставки, дарения, комиссии, поручения, поручительства, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров или по решению суда в количестве более одного легкового автомобиля в течение календарного года".
Автор действующего закона №1389 Роберт Горват считает, что если будет больше случаев, когда граждане таким образом отстоят свои права в судах, тем лучше. "Я сторонник того, чтобы при покупке автомобиля была максимальная свобода. И это освежит рынок. Почему люди должны тратиться на дорогу, чтобы купить себе авто? Тем более, что при доставке на таможню сразу десяти машин на автовозе затраты на их доставку минимизируются", - говорит он.
Напомним, что закон стал менее удобным для покупателей уже после того, как в него внес коррективы Президент Украины Петр Порошенко. Поскольку именно после того, как законопроект парламент подал на подпись главе государства, и были прописаны обязательства не продавать машину в течение года и т.д.
В Верховной Раде уже в курсе происходящего, так что некоторые депутаты засуетились. Так, в ноябре глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина подала законопроект, который устранил бы "ляпы". И перекрыл даже те возможности, которыми сейчас средний класс и пытается воспользоваться, чтобы сэкономить хоть какие-то средства и приобрести качественные машины.
Южанина предложила дополнить закон такими словами: "Ставки акцизного налога, установленные настоящим пунктом, применяются для легковых автомобилей, если они ввозятся на таможенную территорию Украины исключительно физическими лицами для личного пользования, которые будут осуществлять их первую регистрацию в Украине". Термин "физическое лицо" содержится и в другом пункте – так, чтобы человек никак уже не мог "отвертеться".
Показательно, что уже сейчас фиксируются случаи, когда, к примеру, полиция норовит отобрать машину, если за рулем находится жена, а оформлялась машина при завозе на мужа.
Законопроект Южаниной в порядок дня не включили. Но это не значит, что на этом окончились попытки еще больше усложнить украинцам покупку относительно нового и качественного автомобиля. К счастью для этой категории людей, лобби украинского автопрома с его более высокими ценами на менее качественные машины имеет в парламенте не настолько уж сильные позиции.